17 октября 2014 г.

Мотопутешествие по Средней Азии – Памир 2014

Часть 1

Пожалуй из всех моих мотопоездок – эта была той, которую мы планировали еще с 2012 года, но к которой я не готовился практически ни дня.

Вдохновение:
Первоначально о поездке на Памир заговорил Зеш. Он на азиатских горах как говорится собаку съел ( не в прямом смысле конечно:) . Когда он рассказывал про наш предполагаемый маршрут, мне показалось что он там был минимум несколько раз. Плюс по Памирским горам он писал в универе диплом.  Я же сам большой любитель мотодальняков по горным странам. Нам моря не надо – нам горы давай !!  Хотя без моря в этой поездке тоже не обошлось, хоть и в довольно причудливой форме, но как всегда – обо всем по порядку ))

Команда:  Первоначально планировали поехать в этот трип на двух байках: Зеш на Африке 750 и я с Ридой на нашем Трансальпе 650. Но потихоньку мы склонили в нашу команду Азамата (Мауса) на его Тенере 600.
Так как незадолго до старта, мы с Ридой вернулись с Питера, времени на подготовку было не очень много. Но все необходимости сделаны: расходники поменяны, установлен дополнительный ветровик, чтобы на скорости не напрягал ветер, вещи собраны и мы готовы в путь. Надо напомнить, что лето в Башкирии выдалось так себе. При чем, именно в этом регионе: как только мы выехали в Оренбургскую область,  сразу начало теплеть, небо яснеть, трава зеленеть и солнце ярчеть.  В виду особенностей старых мотоциклов в группе, крейсерскую скорость взяли 100-110 км\час.  В общем то комфортная скорость в путешествии, хватает времени поразглядывать пейзажи, расход меньше и все такое.
Первая ночь очень порадовала: на границе с Казахстаном заночевали в дынном поле. Конечно же воспользовались этим преимуществом мы по назначению. Отведали, как сказал Маус, лучшую дыню в его жизни ))
Границу с Казахстаном прошли без затруднений, потеряв всего часа полтора. Тут перед нами открылась новая, свежепостеленная дорога длинной в 1000 км до самой границы с Узбекистаном. Трасса Самара – Шымкент. Трасса – зеркало, ни малейшего намека на неровности. Ментов до самого юга Казахстана тоже почти нет, топи ни хочу. В один из моментов разогнался до 160 км\час, а Рида этот момент проспала, ну в смысле в прямом смысле дрыхла на заднем сидении )))
Вскоре мы поняли, что ровная дорога в степи это не так уж и круто. Глазу не за что зацепиться и уже через пару часов я начал скучать. Спасала музыка в ушах и частые остановки чтобы взбодриться и придти в себя. Но вскоре Рида выронила на ходу свой плеер, и очень не во время – в самый убаюкивающий отрезок нашего путешествия. Но Азамат выручил нас, подарив нам двойник на наушники , который мы в этот же вечер тоже удачно пролюбили ))
Ночевки в степе заслуживают отдельного упоминания ))   Степь на столько ровная, что чтобы уехать от дороги так, чтобы тебя не видели, надо постараться.  Я настоял на том, чтобы Зеш взял нашу походную гитару и вечерами в лагере, когда были силы, мы варили чай на горелке и лобали на гитарке.

На одном из участков наконец то встретили верблюдиков. Давно мечтал вот так, на дороге остановиться и пофоткать эти корабли пустыни )

Еще совет: на данной трассе лучше заправляться на каждой заправке !!!  Мы решили пренебречь этим и один из пролетов между заправками оказался 315 км. Я высох ровно на 300 км.  Благо у ребят были с собой канистры с топливом.

Еще здесь какая то беда с бензином. Даже если приехал на заправку (особенно КазМунайГаз) это еще совсем не значит, что тебя там заправят. Дело в том, что у них действует какая то система талонов. Но нам, как путешественникам обычно шли на встречу.
Будучи в Аральске, нам очень хотелось съездить и посмотреть на кладбище кораблей. До них пришлось проехать 60 км в одну сторону по гальке.
Сначала ехали с опаской 40, байк не хило виляло, под конец осмелели и приноравились и иногда добавляли до 100 км\час.
Местные жители похоже сами не особо в курсе, что это за кладбище кораблей такое и отправили нас на ту сторону моря. А так как оно высохло – мы решили пересечь его по дну. Вначале был просто песок, байк ехал, хоть и не очень охотно, но вскоре начались большие трещины в грунте, куда можно было провалиться по самое колено. Когда байк Зеша закопался передом по ось, мы решили бросить коней и идти дальше пешком, конечно же оставив всю воду на байках )).

На самом деле от кораблей почти ничего не осталось – все сдали на металлолом. Но прогулялись все равно не плохо. Да и кто еще может сказать, что пересек море по дну на байке ))

Еще в этой деревне мы решили попросить у местных жителей попробовать шабат - верблюжий кумыс. На наше удивление в первом же доме на нашу просьбу откликнулись и совершенно бесплатно налили полтора литра этого чудесного напитка.

Ночь провели за Туркестаном. После установки лагеря мы специально с Азаматом скатались на три километра по трассе назад, чтобы купить арбуз и дыньки.  Утром мимо лагеря проходили пастухи. Мы с ними пообщались и один из них подарил мне самовязные перчатки, за что ему большое спасибо ))

На одном из участков стройки дороги, объезжали по обочине, у нас расслабилась стяжка и рюкзак какое то время ехал тормозя о колесо. Когда это заметили, спасать его было уже поздно )) Рюкзак погребли в Киргизии, предварительно срезав все памятные нашивки и нужные фастексы )

Юг Казахстана встретил нас ярким палящим солнцем, вкусной едой и недружелюбными гайцами, но со всеми удалось договориться без денег, объяснив, что мы не мажористые иностранцы, а обычные российские мото путешественники. Хотя наглости этих ментов позавидовали бы даже башкирские гайцы.  Так например, один из них просто подъехал к нам на гражданской тачке на заправке и сразу попросил, чтобы мы ему дали денег. Он конечно был успешно отшит. Другой брал Зеша на понт, что тот пьян, просил дуть в какой то сомнительный пакетик. Третий до Азамата докапался, что у него фара не горит. Четвертые до скорости докапались.

На одной из заправок узнаем, что погран переход, который мы хотели пройти, закрыт для иностранцев, и пришлось ехать еще 120 км до следующего, нужного перехода.

Граница с Узбекистаном волновала нас всех, так как мы слышали много всяких нехороших историй про узбекских погранцов. Но забегая вперед скажу, что и на въезде и на выезде мы не столкнулись ни с какими проблемами кроме бюрократических проволочек с декларациями.
А, нет, была одна хохма: с границы погранцы нас выпустили почему то по встречной полосе. Дорога разграничена бетонным ограждением. Тут же, через 20 метров нас останавливают дэпсы и что вы думаете: начинают нагло открыто трясти с нас "на водку".  Но и с ними удалось договориться, хотя осадок они оставили, а ведь мы только въехали ))  В Узбекистане без регистрации можно находиться не больше 3х дней, по-этому мы решили с границы прямиком отправиться в Самарканд, так как все сошлись на мысли о том, что это самый главный наш пункт в этой стране.  А столицы стран – обычно самые не интересные места в путешествиях. В Узбекистане колоссальная разница с Казахстаном по плотности населения. Если до этого мы могли проехать 300 км без единого намека на деревню, то здесь населенные пункты не заканчивались. А уже темно и хочется спать, а свернуть то некуда. Кончается одна деревня – сразу начинается вторая. Так, проехав полтора часа, мы все устали и решили попробовать свернуть с магистрали на деревню и попытать счастья в поиске места под лагерь. Уютное место вдоль арыков нашли довольно быстро. Оказалось мы встали прямо на границе хлопкового поля. Никогда в жизни до этого не видел как растет хлопок ))

На следующий день мы поняли, что проблемы с бензином в Узбекистане еще похлеще. Почти все машины здесь ездят на газу. Проехали уже 15ю заправку, а везде написано – бензин йук. Наконец нашли заправку с 80м.  Не смотря на цену 2000 Сум, продавец заломил цену в 3000 и ни в какую ни хотел торговаться. Куда деваться – хочешь ехать приходится и в втридорога 80й иногда покупать.  В Самарканде провели в итоге 2 полных дня. Поняли, что надо отдохнуть после Казахских степей и перед поездкой в Таджикистан, принять душ, постирать вещи и снова почувствовать себя человеками.   Чтобы не тратить время в пустую, наняли гида, чтобы он провел нас по самым крутым местам города.  А город действительно очень богат на памятники истории, великий шелковый путь как никак. Один факт, что здесь жил, правил и был погребен Тамерлан, чего стоит !! Пара фоток с Самарканда:

Но время идет и нам пора трогаться в путь. Тут мы узнаем, что погран переход Пенджикент, через который мы хотели ехать – закрыт. Закинули деньги на скайп и позвонили Фархаду в Душанбе. Фархад – мототурист и просто хороший человек, который очень нам помог информационно и не только. Он рассказал как лучше всего ехать, чтобы затронуть самую интересную часть – Фанские горы. Спасибо ему за этот совет, эта часть путешествия оказалась чуть ли не одной из самых ярких.
Но об этом во второй и думаю заключительной части отчета, а пока можете понаслаждаться фоточками: